Москва многонациональная в топонимике

Экскурсионные материалы

08.02.2010

Москва многонациональная в топонимике

Москва, созданная в 12 веке русскими людьми, всегда являлась местом развития русской культуры. Но, став столицей Русского государства, Москва, как любой крупный торговый город и политический центр, привлекала выходцев из многих стран Европы и Азии. По мере расширения своих границ Россия включала в состав своих подданных народы Поволжья, Сибири. Кавказа, Прибалтики и Средней Азии, некоторые представители которых обосновывались в Москве.
Эти процессы нашли свое отражение на карте города. Названия с выраженной национально-культурной мотивировкой появились в Москве уже на ранних этапах ее истории. Одними их первых иностранцев в Москве были греки – священники,иконописцы; монголо-татарское иго привело в город тюрков. Некоторые татары, принимая православие, шли на царскую службу, давая начало дворянским родам России. У татар на юге города в 14 веке появилась своя слобода, о чем напоминают замоскворецкие названия – Татарская улица, Ордынка и др. Спустя столетие в Москве появляются и крымские татары: в районе Крымского моста
до начала 18 века находилась их слобода и посольство – Крымский двор.
В середине 16-го века (первое упоминание относится к 1578 году) на правом берегу Яузы возникла Немецкая слобода (главная улица называлась также Немецкой, сейчас Бауманская), где жили пленные из Ливонии, немцы и выходцы
из Западной Европы, количество которых увеличилось в эпоху Петра Великого. В первой трети 17 века (с 1631 года) немало в Москве было и шведов, о чем напоминает название Шведский тупик, где было Шведское подворье.
Армяне в Москве селились в районе Покровки, неподалеку от Китай-города. Позже здесь возникла обширная армянская колония (ныне район вокруг Армянского переулка).
В период Смутного времени в городе появляется много поляков, которые компактно проживали в Старых Панах (район Старопанского переулка в Китай-городе). Из входивших в состав Польши белорусских местечек в специально устроенную Мещанскую слободу (район проспекта Мира) переселяли многих белорусов-ремеслеников с семьями, а также выходцы из Литвы. Выходцы из Южной Руси – Малороссии – селились в особой слободе, главная улица которой и получила соответствующее название – Маросейка.
Православные грузины, гонимые соседями – мусульманами, также находили приют в Москве, о чем напоминает исторический район Грузины. Компактно грузины жили и в селе Всехсвятском (район метро «Сокол»). В конце 19 века в городе проживали представители 54-х языковых групп.
Однако, русские всегда составляли подавляющее большинство населения Москвы – более 90% всего населения города. По данным всероссийской переписи 1897 года, в Москве проживал один миллион человек, среди которых русские составляли 94,9%. Этим Москва в этническом отношении отличалась от Петербурга, где в 1880 году удельный вес нерусского населения составлял 14,5% населения города. К 2002 году совокупная доля четырех базовых этнических групп Москвы – русских, украинцев, татар и евреев – сократилась до 90,1%, а доля иных, менее многочисленных этносов, в столице за период 1989-2002 возросла почти втрое – с 3,7% до 9,9%. По данным Первой всероссийской переписи 2002 года, среди более
10-миллионного населения города зафиксированы представители более 160 национальностей.

«ГЕОГРАФИЯ МОСКОВСКИХ НАЗВАНИЙ»
АРМЯНСКИЙ ПЕРЕУЛОК.
Первое упоминание в летописи об армянах в Москве относится к 14 веку. На Руси армяне всегда считались искусными строителями, ремесленниками, врачами и купцами. Иван Грозный расселил искавшую защиты от набегов турок и персов общину армян в Белом городе. В 16 веке у многих армянских торговцев и ремесленников были в Москве свои дома. В 17 веке армяне получили большие льготы от Российского государства, в том числе право транзитной торговли через Россию. В 1660 году по этому поводу купец Сарадов преподнес царю Алексею Михайловичу знаменитый «алмазный» трон.
Начало армянским домовладениям в Армянском переулке положила купеческая
семья Шерманянов из Нор-Джуги (Иран), купившая в 1735 году дом и земельный участок у потомков боярина Артамона Матвеева. В 1776 году эти владения выкупил крупный армянский купец Лазарь Назарович Лазарян, основатель знаменитого впоследствии дворянского рода Лазаревых.
Сооружение здесь армянской церкви, наличие в переулке владений армянских семей способствовало тому, что к концу 18 века за Столповым переулком закрепилось название Армянский.
Сейчас в бывшем Лазаревском институте восточных языков, (Армянский переулок, дом № 2) находится посольство Республики Армения. В современной Москве с выдающимися представителями армянского народа связаны названия многих улиц: улица Хачатуряна (Отрадное); улица Айвазовского (Ясенево); улица Алабяна (архитектор, автор проекта здания театра Российской армии, в районе Сокола); улицы Ереванская, Севанская; площади Бабаджаняна (маршал бронетанковых войск, район Мневников), Ованеса Туманяна (поэт, район Дмитровского шоссе). Нельзя не упомянуть театр им. Вахтангова (ученика и последователя Станиславского). В настоящее время на Трифоновской улице, дом № 24 строится комплекс армянской апостольской церкви общей площадью 22 тысячи м2, включающий кафедральный собор Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви, резиденция Патриаршего экзарха армянской церкви, просветительский центр с воскресной школой, библиотека, конференц-зал, клубные и другие помещения. В отличие от Армянского переулка, с его типично московской архитектурой, комплекс на Трифоновской являет собой образец армянской архитектуры.

ГРУЗИНСКАЯ СЛОБОДА
Появление Грузинской слободы в Москве явилось результатом дружественных отношений России и Грузии, начавшихся в 1154 году женитьбой князя Изяслава Мстиславовича на дочери грузинского князя Димитрия. Прерванные в период ордынского ига, эти связи возобновились в 1491 году, когда кахетинский царь Александр направил в Москву своих послов. В 1653 году в Москву приезжает наследник царя Кахетии и Картли Теймураза Ираклий. Его со свитой поселили в районе Никольской улицы.
Грузинское поселение разрослось с прибытием в Москву в 1685 году царя Имеретии и Кахетии Арчила 2-го с сыновьями и переместилось в подмосковное село Всехсвятское (район Сокола). Там появилась типография, где в 1743 году была отпечатана первая грузинская библия и русско-грузинская азбука. Еще одна волна грузинской иммиграции последовала в 1724 году, когда в город приехал царь Картли Вахтанг 6 с сыновьями. Поселившись вначале в белом городе (на Мясницкой улице в подворье рязанского архиерея), впоследствии, из-за большого числа царской свиты (более 3-х тысяч), грузинам отвели земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки.
По указу Верховного Тайного совета 19 декабря 1729 года «велено оному Грузинскому царю Вахтангу двор на Пресне и с садом, которым владел бывший рязанский архиерей Стефан Яворский…» Двор рязанского архиерея на Пресне – бывшее царское село Воскресенское на речке Пресне, это территория чуть севернее зоопарка. Дом грузинского царя с садом находился на нынешней Грузинской площади, вокруг него были построены деревянные дома для свиты. Это дало основание для последующего названия – «Грузины». Здесь появились топонимы – Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский вал, переулок, Грузинская площадь.
Так, большая Грузинская улица (со 2-ой половины 18-го века) изначально
была проселочной дорогой, соединявшей грузинскую слободу с Тверской слободой ямщиков. В самом центре грузинского поселения в Москве располагалась церковь
великомученика Георгия Победоносца (в «Грузинах»). Будучи вначале деревянной (1750), она сгорела. Каменная церковь была построена в 1800 году (Большая Грузинская улица, дом № 13), а в 1895-1900 с восточной стороны было пристроено новое помещение в русско-византийском стиле. В 1864 в этой церкви в присутствии
великого князя Николая Николаевича был отслужен молебен по случаю открытия Московского зоосада. На Грузинской (Георгиевской – по церкви св. Георгия) площади в 1896 году был устроен сквер, а к 800-летию Ш. Руставели был открыт его памятник. Также в Москве есть улица Руставели. Именем знаменитого полководца Багратиона в городе назван одноименный проезд и пешеходный мост.
САНДУНОВ СИЛА НИКОЛАЕВИЧ (Силован Зандукели) родился в Москве в 1756 году в семье грузинских дворян, увлекся театром и играл в труппе театра Медокса. Купив участок дешевой земли возле осушенного Самотечного канала (так тогда называлась Неглинная улица), он в 1808 году построил на нем бани, ставшие самыми известными в Москве. После его смерти бани достались богатой промышленнице Фирсановой, пришли в упадок.
В 1895 году ее муж, дворянин Гонецкий строит новое здание бань со своим водопроводом и электростанцией. Бани вновь стали лучшими в Москве, их посещали Шаляпин (строго по вторникам), Рахманинов, Чехов.

МАЛОРОССИЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ
Маросейка и ее продолжение Покровка возникли на месте дороги в подмосковное царское село Измайлово и обобщенно назывались «Покровка» по имени церкви Покрова в Садех (построенной не позднее 1488 года). Здесь, окруженный садами, находился загородный двор Ивана 3-го, куда он переехал из Кремля после пожара
1491 года. С великокняжеской резиденции и началось освоение этой местности. В 17 веке Покровка разделилась на две улицы (П. В. Сытин «Из истории московских улиц»): собственно Покровку и Малороссийку (ставшую в языке москвичей Маросейкой), где стояло Малороссийское подворье. Само подворье располагалось на углу Маросейки и большого Златоустьинского переулка (фрагмент здания сохранился на одном из участков дома № 9). По приезде в Москву здесь останавливались украинские дипломаты, монахи, гетманы. В 19 веке название
улицы стало официальным (с 1954 по 1990 носила имя Богдана Хмельницкого). Еще до воссоединения России с Украиной в районе Маросейки селились выходцы с Украины, которых по длинному чубу москвичи звали «хохлами», что нашло выражении в названии прилегающей местности – Хохлы (Хохловский переулок и Хохловская площадь), где находились дворы, сады и огороды живших в Москве хохлов. Дом № 8 (по улице Покровка) считается палатами гетмана Мазепы,
которому принадлежал и весь большой участок, выходящий в соседний Старосадский переулок. (Впрочем, современные историки в этом не уверены). В последующие годы в московской топонимике отразилась едва ли не вся география Украины: улицы Карпатская, Винницкая, Одесская, Киевская, Запорожская, Киевский вокзал,
гостиница «Украина», ст. метро «Киевская» и пр.

МЕЩАНСКАЯ СЛОБОДА
Этнические белорусы, жившие на территории Великого княжества Литовского, а со 2-ой половины 16-го века – Речи Посполитой, мигрировали в Москву из-за войн и в связи с конфессиональной ситуацией – будучи православными, они жили на католических землях. Московское княжество, будучи заинтересовано в белорусах
как в притесняемых католиками единоверцах, а также как в хороших ремесленниках (оружейники, мастера стекольного дела, столяры, токари, ювелиры и строители), не выдавало бежавших, а специально посылало в белорусские земли государевых людей для приглашения белорусов на жительство. Наряду с царями еленаправленную политику по привлечению в Москву белорусов проводил и патриарх Никон, нуждавшийся в мастерах для постройки и украшения основанных им монастырей – Иверского и Новоиерусалимского. (Кстати, после опалы Никона, белорусские мастера были отправлены в Оружейную палату: среди них был знаменитый резчик, Клим Михайлов, создавший иконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыре). Изразцы белорусских мастеров украшают многие церкви в Москве: Успения в Гончарной слободе (Степан Полубес), собор Данилова монастыря, Николы
в Хамовниках, Покровский собор в Измайлове, Крутицкий терем и пр.
В 1667 году, после заключения Андрусовского перемирия (русско-польская война, в результате которой в состав России были возвращены Гомель, Витебск, Гродно, Ковно, Вильно и пр.), многие белорусы, поляки и литовцы обосновались в Москве, и, в начале 1671 года в северной части города была учреждена Мещанская слобода, где они и поселились. Земли для Мещанской (от слова «место» - город, или от польского mieszczanin – горожанин), делами которой заведовал Посольский
приказ во главе с Артамоном Матвеевым, стала часть Троицкого тракта за Сретенским воротами и часть дворцовой Напрудной слободы.
К концу 17-го века в слободе проживало 612 семей из разных белорусских
городов и местечек. Мещанская слобода имела линейную планировку (4 параллельные улицы: главная улица 1-ая Мещанская – с 1957 г. Проспект Мира;
2-ая Мещанская – ул. Гиляровского с 1966; 3-ья Мещанская – ул. Щепкина
1962; 4-ая Мещанская – ул. Мещанская с 1966). К 1740 году 1-ая Мещанская улица была доведена до Крестовской заставы Камер-коллежского вала, ее продолжал Троицкое шоссе, названное по церкви Троицы при Пятницком кладбище (открыто во время эпидемии чумы в 1771), а за ним начиналось Ярославское шоссе, проходившее через села Алексеевское и Ростокино. Жители Мещанской слободы занимались огородами, ремеслом и торговлей, многие их них состояло на государевой службе. Были среди них и серебряных дел мастера, лекари, живописцы и пр. С 18-го века слободской уклад исчезает – здесь появляются выходцы
из Ярославля, Углича, Владимира – и Мещанская слобода превращается из отдельного этнического поселения в московский район. В 1706 году на углу 1-ой Мещанской улицы и Грохальского (Коптельского) переулка появился Аптекарский огород, перенесенный сюда по указу Петра от западных стен Кремля. Здесь выращивались лекарственные растения. К концу 18-го века на 6 гектарах «огорода» находились грядки с растениями, цветочные лужайки, деревья (сам Петр посадил три дерева, из которых сохранилась сибирская лиственница) и кустарники,
альпийская горка, пруд и оранжерея. В современной Москве многие названия связаны с Белоруссией – Белорусский вокзал, улицы Брестская, Минская, Витебская.

НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА
Выходцы из Западной Европы (называемые москвичами «немцы» - от слова «немой», т. е. не говорящий по-русски), стали появляться в России при Василии 3-ем. Изначально они селились в районе Болвановки, недалеко от Таганки. Первая Немецкая слобода была основана Иваном Грозным, и основными ее обитателями стали пленные, захваченные во время Ливонской войны.
Предположительно она находилась по правому берегу реки Яузы, несколько ниже по течению, чем слобода, основанная позже. На берегу реки «немцы» ставили мельницы, занимались ремеслом, но особенно успешно осуществляли продажу пива, вина и водки, что приносило им огромные прибыли в ущерб казне. В конечном итоге, Иван Грозный наложил на них опалу, и слобода была разорена опричниками. При Борисе Годунове, покровителе иностранцев, слобода восстановила свое благосостояние, и в начале 17-го века немецкая слобода была процветающим поселением, имевшим даже свою церковь (в которой похоронили принца Иоанна Датского, жениха Ксении, дочери царя Бориса). Первая немецкая слобода в 1611 году была разграблена и сожжена войсками Лжедмитрия 2-го, а ее обитатели разбежались. По окончании Смутного времени в Москву вновь потянулись иностранцы, селившиеся преимущественно в районе Чистых прудов, что вызывало недовольство у посадских людей (иноземцы беспошлинно торговали) и у духовенства (иностранцы, как указывали в своей челобитной царю в 1643 году священники, скупали у русских людей землю, на которой те могли бы ставить свои церкви, и, тем самым, сокращали число приходов и прихожан). В итоге, 4 октября 1652 года на Лобном месте был зачитан высочайший указ: под строение новой Немецкой слободы отводились земли за Земляным городом у реки Яузы. Границы Новонемецкой слободы определялись с востока и юга правым берегом Яузы, с запада – ручьем Кукуй, который протекал примерно параллельно нынешним Плетешковскому и Большому Демидовскому переулкам и впадал в Яузу в районе Елизаветинского переулка. В простонародье слобода получила название «Кукуй» - «небольшой лесной островок, рощица среди поля». Сюда из Москвы было перевезено более сотни деревянных домов иностранцев и три кирхи. В 1665 году в Немецкой слободе было уже 204 дома, в которых жили представители почти всех национальностей Западной Европы. Вся местность, с рядами аккуратных домиков на правильно распланированных улицах стала напоминать уголок Западной Европы в Москве. Большинство жителей слободы (немцы, голландцы, англичане, шотландцы, итальянцы, швейцарцы) состояли на «государевой службе» - служили в армии, входили в штат мастеров Серебряной, Золотой и Оружейной палат, были докторами и аптекарями. В 1660 году царь Алексей Михайлович пригласил немцев для организации в Москве первого придворного театра (первый спектакль – балет на сюжет истории Орфея и Эвридики состоялся 8 февраля 1673 года). Контакты простого народа с иностранцами жестко ограничивались. Расцвет Немецкой слободы относится ко времени Петра Первого, который нашел там много соратников и единомышленников, в частности шотландца Патрика Гордона и швейцарца Франка Лефорта (имя которого сохранилось в названии московского района). Немецкая слобода связана с формированием регулярной армии: на берегах Яузы расположились лучшие полки русской армии, Семеновский и Преображенский, а за рекой, напротив слободы в 1706 году был основан «гофшпиталь» для солдат и офицеров, здание которого построено 21 ноября 1707 по проекту Ивана Еготьева (с этой даты началась история Главного военного госпиталя имени Бурденко). В этот период население слободы пополняется приглашенными на русскую службу иноземцами. В 1720-х – 1730-х здесь проживало около 2, 5 тысяч человек и было более 280 дворов. Главная улица слободы – Немецкая (с 1918 Бауманская) – покрывается деревянной, а с 1730-х годов булыжной мостовой и освещается первыми фонарями.
От нее отходит Старокирочный переулок, названный так из-за церквей – кирх.
От одной из первых частных аптек, открытой в 1701 получил свое название
Аптекарский переулок. С середины 17-го века иноземцы получили право свободно селиться во всех районах Москвы, и, к концу 18-го века Немецкая слобода превращается в аристократический район города. Здесь находились дворцы и дома
Меншикова, Шереметева, Ягужинского, Олсуфьева, канцлера Бестужева-Рюмина,
драматурга Фонвизина и др. В одном из домов Немецкой слободы родился
А.С. Пушкин. К этому времени слобода, став территорией Москвы, была разделена на два района – Лефортовский и Басманный. В начале 20-го века немцы составляли до 2% населения Москвы – среди них особенно известны Федор Осипович (Франц Альберт) Шехтель, Карл Феррейн (основатель аптеки на Никольской улице), Фердинанд Теодор Эйнем (основатель кондитерской фабрики - ныне «Красный Октябрь») и др.  Однако, в начале 20-го века название «Немецкая слобода» исчезает, а самым «немецким» районом в Москве становится местность вокруг улиц Маросейки и Покровки, а также Чистпрудного и Покровского бульваров.

ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА
Первые татары стали появляться в Москве в 12 – 13-м веках в результате
торговых и дипломатических отношений. Первые заметные поселения татар на территории Москвы можно отнести к 14-му веку – периоду активных отношений
Орды с Москвой. На том месте в Кремле, где в конце 50-х годов 14-го века
митрополитом Алексием был основан Чудов монастырь, неподалеку от главных, Фроловских (с середины 17-го века Спасских) ворот, находилась резиденция татар.
Сюда приезжали ордынские посланники, здесь жили ханские баскаки. В это время
в русском языке появляются финансовые термины тюркского происхождения: казна, таможня (тамга), кабала, деньга, алтын. Но местонахождение татарских дворов в Кремле было неудобным для самих татар и приезжих восточных купцов, крымских и ногайских, оседавших по этой причине на окраине Заречья, поэтому в Замоскворечье, в районе современных Татарских улиц возникает Татарская слобода, первое упоминание о которой относится к 1619 году.
Здесь проходила дорога в Золотую Орду (улица Ордынка), а поселения перемежались
полями и лугами (улица Полянка, улица Лужниковская – сейчас улица Бахрушина).
Москва-река в этих местах была мелководной, заросшей по берегам, и татары
называли эту местность «балчех» - грязь, топкое место. Отсюда название улицы Балчуг.
В слободе жило много переводчиков – толмачей, слова, происходящего от татарского слова «тель» - язык. Этому обязаны своим названием Толмачи (Толмачевские переулки).
В начале 16-го века в Москве функционировали следующие поселения татар: Татарская и Толмачевская слободы, Крымское посольство (в районе современного Крымского вала), Астраханский и Казанский посольские дворы. К юго-западу от Татарской слободы образовалась слобода татар-кожевников (район Кожевники:
Кожевническая улица и Кожевнические переулки), благодаря которым
в Москве надолго устанавливается мода на сапоги. Здесь же, как считает
И. Е. Забелин, находился Ногайский двор. Перед Куликовской битвой из Большой Орды на русскую службу перешел знатный татарин Серкиз. Он принял православие и за службу был пожалован селением к востоку от Москвы, получившим название Серкизово – нынешнее Черкизово.
Улица Алымова, расположенная к северу от Черкизова, также вероятно, связана с землями, пожалованными некоему Алыму (или Алиму). В Москве в 17 веке постоянно проживали касимовские, сибирские, крымские, астраханские и ногайские татары, занятые придворной службой и, в основном, торговлей. Со второй половины 19-го – начала 20-го века Москва, как крупный промышленный центр, привлекала множество мигрантов из других регионов.
Заметно выросла и численность татарского населения. Татары в Москве
принадлежали к различным сословиям: татарская феодальная знать, поступившая на царскую службу и принявшая православие, влилась в российское дворянство; основная часть татар – купцы и мещане не отличались от основного состава жителей Замоскворечья; большая часть татар занялась мелкой торговлей, стали извозчиками, дворниками и другими работниками муниципальных служб. Расширилась и география расселения татар в городе: Цветной бульвар, Мясницкая, Сретенка,
Мещанские улицы. Много татар (ремесленники и ямщики) жило в районе Трубной площади. С конца 1870-х годов в перечне занятий татарских купцов появляются такие виды деятельности, как содержание постоялых дворов, ресторанов и гостиниц. На Татарской улице появляется много доходных домов, а одним из самых известных их владельцев был богатый купец Салех Ерзин. В Малом Татарском переулке (дом № 8) находится здание, известное как дом Асадуллаева, построенный в 1914 году на деньги Ага Шамси Асадуллаева, миллионера-нефтепромышленника, где разместился культурный центр татарской общины в Москве (здесь размещалась школа, музыкальные залы, библиотека). Среди татар есть много известных имен: Муса Джалиль (улица его имени в Орехово-Борисове с 1976 года), генералы Карбышев (бульвар его имени), генерал армии М. А. Гареев, академики Р. З. Сагдеев, Р. С. Акчурин, и пр.

ФРАНЦУЗСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО В МОСКВЕ.
Фуркасов переулок, соединяющий две московские улицы – Большую Лубянку и Мясницкую, существует несколько столетий. В начале 17-го века он назывался Ивановским, по имени церкви Иоанна Предтечи, построенной в 1337 году великим князем Иваном Калитой. Современным названием переулок обязан «иноземцу французской нации, портному мастеру» Пьеру Фуркасе, имевшему двор рядом с церковью, в районе проживания французов. Так имя портного (по другим источникам – мастера по изготовлению париков) осталось в городской топонимике как задокументированный факт проживания французской общины в Москве. В 18 – 19 веках большая концентрация французов находилась в двух районах города: на Лубянке и в Немецкой слободе. Если французская аристократия, эмигрировавшая в Россию в годы Французской революции, осела в Петербурге, то в Москве селились их менее знатные и менее состоятельные соотечественники, которые были домашними наставниками, гувернерами, библиотекарями, преподавателями и секретарями. Почти все представители французского землячества Москвы, так или иначе, были связаны с католической церковью св. Людовика (покровителя короля
Франции), ставшей эпицентром жизни французской колонии (губернатор Москвы уподоблял ее французскому клубу). Инициатива постройки церкви принадлежала нескольким видным семьям, французскому вице-консулу и французским священникам. Разрешение на ее строительство было получено в 1789 году у главнокомандующего Москвы генерала Еропкина. 30 марта 1791 года костел был освящен и его первым священником стал аббат Пем де Матиникур из округа Шалон-сюр-Марн. С первой половины 19-го века в России появляется много французских предпринимателей в области производства шелковых тканей, парфюмерии, обработки металлов. В 1886 году у Рогожской заставы закончено строительство Андроньевского металлического завода («Серп и молот»), принадлежавшего «Товариществу Гужона». Также Гужону принадлежала шелковая фабрика в Лефортове. Семья Гужонов владела собственными домами в Милютинском переулке (дом № 5) и на Малой Лубянке, возле костела. Известны парфюмерная фабрика фирмы Брокаров (построена в 1869 году на Мытной улице, дом № 15, сейчас «Новая Заря»), фабрика А. Ралле («Свобода»). Известны рестораторы Оливье, изобретатель знаменитого салата и Транкль Яр, открывший первоначально свой ресторан «Яр» в январе 1826 году на углу Кузнецкого Моста и Неглинной (дом № 9). Нельзя не упомянуть французские имена в области искусства.
Это живописец и график Лансере, преподаватель училища живописи, ваяния и зодчества (ул. Мясницкая, дом № 21), его двоюродный брат художник А. Бенуа, знаменитый Ф. Рубо и др. Еще один представитель семьи Бенуа, Л. Н. Бенуа совместно с А. Н. Гунстом построил здание страхового общества «Россия»
на Лубянской площади. В Москве на Введенском кладбище сохранился французский пантеон, где кроме французов, живших в Москве, похоронены участники
наполеоновского похода 1812-го года. Из прочих памятников французского присутствия в городе следует упомянуть здание Французского лицея (Милютинский переулок, дом №7а), построенного на деньги московских французов как реальное училище для мальчиков, названное в честь Филиппа Нурсийского и школы
св. Екатерины для девочек. В современной Москве с французами связаны: площадь Ромена Роллана и площадь Шарля де Голля. (Справочник-путеводитель «Москва многонациональная». Издание Московского дома национальностей. Москва 2008 год)

Количество показов: 570

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 




© Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, 2009