Базовый текст экскурсии по музею Кусково

Экскурсионные материалы

20.02.2017

Базовый текст экскурсии по музею Кусково

УСАДЬБА КУСКОВО –

один из замечательных памятников искусства 18 в., вобравший в себя лучшие достижения усадебного строительства того времени.

1-е упоминание как о подмосковном имении боярина Василия Андреевича Шереметева – начало 16 в. С этого времени Кусково постоянно принадлежит Шереметевым.

С 1715 г. вотчиной владел выдающийся военачальник, сподвижник Петра Борис Петрович. Тогда здесь был разбит большой сад, построены деревянные оранжереи.

Сын фельдмаршала Петр Борисович задумал превратить усадьбу в свою летнюю резиденцию В 1743 г. он женился на Варваре Алексеевне Черкасской, единственной наследнице огромных владений канцлера Черкасского. Граф стал одним из богатейших людей России 18 в. К Кускову присоединилось и имение Черкасских – село Вешняково. Это определило пространственный размах создаваемой усадьбы.

П.Б. Шереметев превращает Кусково в типичную загородную резиденцию, предназначенную для приемов, празднеств и многолюдных гуляний.

Наиболее активное строительство велось в 1750-е гг., завершение – 1770 гг.

Все специфически хозяйственное сведено здесь до минимума. Необходимые для обслуживания постройки располагались в соседних деревнях. Был преобразован рельеф местности, вычищены лес и кустарник, осушено болото, увеличен Большой пруд.

Вся территория занимала 230 га. Композиционным центром является регулярный парк. Большой пруд с малыми и отводным каналом образуют водную систему усадьбы. Против главного входа во дворец в 18 в. был прорыт канал, по обе стороны которого стоят колонны из белого камня, увенчанные чашами-светильниками.

Для гостей на воде устраивались «потешные» морские бои и пышные фейерверки.

ПАРАДНЫЙ ДВОР

- широкая площадка перед Дворцом – находится на берегу большого искусств-го пруда, в котором отражается белоколонный Дворец. Дворцу подчинена вся архитектура парадного двора: церковь (самая ранняя постройка – 1737-1739, декорированная скульптурой, мало свойственная архитектуре русских церквей), Кухонный флигель (1755 г., крепостной архитектор Ф. Аргунов), колокольня – самая поздняя постройка в усадьбе: 1792-1793 гг., крепостные архитекторы Миронов и Дикушин, венчает ее острый высокий шпиль.

ДВОРЕЦ

Построен в 1769-1775 гг. из дерева на каменном фундаменте. Автор проекта неизвестен. Руководил строительством архитектор К. Бланк. Дворец построен в стиле раннего русского классицизма, для которого характерно применение колонных портиков, гармоничность пропорций и архитектурных членений.

К центральному портику ведут белокаменные спуски-пандусы, служившие для въезда карет, и широкая белокаменная лестница.

Дворец сохранил свою первоначальную планировку (расположение комнат анфиладами) и архитектурно-декоративное убранство.

ПАРАДНЫЕ СЕНИ (ВЕСТИБЮЛЬ)

- 1-е и самое высокое помещение Дворца (высота 7 м). Деревянные стены оштукатурены и расписаны под мрамор.

Верхний ярус украшают прямоугольные живописные панно, изображающие прославление античного героя, и герб Шереметевых, выполненные в технике «гризайль», имитирующей скульптурный рельеф.

Нижний ярус украшают декоративные вазы из алебастра, расписанные под мрамор. Декор ваз и капители пилястров – из «тисненой» бумаги под бронзу и камень. Автор этих работ – известный скульптор-декоратор 18 в. Иоганн Юст.

Фонарь с хрустальными подвесками и мраморные канделябры в виде фигур юноши и девушки, держащих рога изобилия.

КАРТОЧНАЯ –

Небольшая проходная комната – для игры в карты. Вдоль стен – карточные «ломберные» столики.

Портрет Б.П. Шереметева в боярском платье работы Аравицкого.

Часы в виде австрийского государственного герба работы бреславльских мастеров конца 17 в. – подарок от австрийского императора Леопольда I.

БИЛЬЯРДНАЯ.

Игра в бильярд была в России очень популярной.

В центре – большой бильярд красного дерева английской работы 18 в.

Изразцовая печь с полихромной росписью и камин. Над камином картина итальянского художника Перезинотти «Руины у воды».

На потолке живописный плафон на тему «Музы на Парнасе» и 4 медальона с аллегорическим изображением времен года.

На стенах живописные полотна на библейские и мифологические сюжеты (неизвестные русские художники).

Зеркала между окнами, нарядные люстры и жирандоли русской работы 18 в.

Диван и ореховые кресла английской работы.

Шелковые обития воссозданы во 2-й пол 20 в. по образцам и рисункам тканей 18 в. на старинных ручных станках.

СТОЛОВАЯ

Предназначалась для парадных обедов и ужинов. Кушанья приносили из кухонного флигеля.

В нише располагалась горка, где стояла серебряная и фарфоровая посуда.

На потолке живописный плафон изображает богиню плодородия и богатства Юнону (франц. Художник Луи Лагрене).

По обе стороны двери парадные портреты родителей графа Петра Шер-ва и его жены Варвары Алексеевны работы крепостного художника И. Аргунова.

ПРИХОЖАЯ ГОСТИНАЯ

Ее стены в 18 в. были затянуты коврами-шпалерами фламандской работы. Часть из них была утрачена в 1812 г., сохранились только 2.

В углах – печь и камин. Над дверями и камином – десюдепорты (наддверная декоративная живопись), зрительно увеличивающие высоту.

В овальной раме – тканый портрет Екатерины II, выполненный на Петербургской шпалерной мануфактуре русским мастером Фирсовым в 1766 г. с ориги нала итальянского художника П. Ротари.

У окон картины итальянского художника 18 в. Беттини с изображением дворцовых интерьеров.

ВТОРАЯ ГОСТИНАЯ

Сохранила свою первоначальную отделку: стены затянуты ткаными шпалерами работы фламандских мастеров конца 17 – нач. 18 вв. Изображенные на них аллеи, цветники, фонтаны, статуи перекликались с видами, открывающимися из окон дворца.

По сторонам камина мраморные бюсты П.Б. Шереметева и его супруги работы известного русского скульптора 18 в. Ф. Шубина.

Столик для хранения нот – русский мастер Н. Васильев. Техникой «маркетри» изображена усадьба в 80-е годы 18 в. В правом углу подпись мастера.

МАЛИНОВАЯ ГОСТИНАЯ

- по цвету малиновых обитий стен. Это одна из самых ярких и красочных комнат. Нарядные паркетные полы сохранились в основном с 18 в.

Массивная люстра, изящные жирандоли, зеркала, резная мебель русской работы.

Портрет графа П.Б. Шереметева кисти французского художника Деляпьера.

Портреты русских императриц Елизаветы Петровны (копия неизв. художника с оригинала И. Аргунова), Екатерины (Ф. Рокотов), великого князя Павла Петровича и его супруги (неизвестные русские художники круга Левицкого).

Скульптурные бюсты П.Б. Шереметева и его супруги – скульптор Ф. Шубин.

ПАРАДНАЯ СПАЛЬНЯ

Никогда не использовались по назначению. Обычай заимствован у французских королей. Это своеобразные гостиные, куда водили любоваться искусством отделки и убранства интерьера.

На потолке плафон «Невинность на распутье между любовью и мудростью» (неизв. русские художники).

Парадные портреты хозяев работы Г.Х. Грота и копия с его работы.

Кресла, диваны и столики русской работы.

КАБИНЕТ-КОНТОРОЧКА

- для личного пользования хозяина и его семьи.

Кабинет служил для деловых приемов, когда приезжал в усадьбу без гостей. Скромный и деловой интерьер.

В 18 в. стены оживлялись множеством картин.

В 1786 г. стены были затянуты шелковой тканью (сохранилась частично).

Натюрморты русских художников 1730-1740-х гг. Картины интересны как попытка передать в живописи простые бытовые вещи.

Картины художников голландской и итальянской школ.

Оригинальные дубовые кресла со спинкой «под уголок».

Напольные часы немецкой работы.

Белая фаянсовая печь конца 18 в.

ЛИЧНАЯ УБОРНАЯ

предназначалась для совершения туалета, бритья, подгонки парика.

Стены затянуты ситцем (воссоздан в 80-е гг. 20 в.).

Зеркало в фарфоровой раме – копенгагенский фарфоровый завод.

Шкаф-кабинет китайской работы и 2 стула «под Китай» английской работы – дань увлечения искусством Востока.

БИБЛИОТЕКА

Предназначалась для хранения различных редкостей.

Согласно архивным данным, здесь были собраны редкий фаянс и фарфор, изделия из панциря черепахи, перламутра, а также различные измерительные приборы, глобус, подзорные трубки и др. Они должны были свидетельствовать о широте научных интересов и образованности хозяев.

ДИВАННАЯ

У стены большой диван. На потолке плафон с изображением богини весны Флоры (неиз. русский художник) и выполненные гризайлью натюрморты.

В овальных и круглых рамах – кокетливые женские и детские головки, пастель. Картины написаны во Франции, часть из них скопирована с работ знаменитого французского художника Буше.

ВСЕДНЕВНАЯ ОПОЧИВАЛЬНЯ –

для отдыха владельцев.

Ощущение уюта и покоя.

Камин – 1 из самых красивых, украшен мраморными расписными пластинками и тонкой резьбой.

Портреты детей графа П.Б. Шереметева – 2-х дочерей и сына.

Портрет старшей дочери Анны.

Портреты младшей дочери Варвары и девочки-воспитанницы Аннушки – крепостной художник Аргунов.

Портрет сына Николая – французский художник Деляпьер.

КАРТИННАЯ

Открывает анфиладу парадных комнат северной части Дворца. Картины подобраны так, что в пределах одного простенка были однородны по колориту и располагались симметрично.

Французская школа (работы Герена «Флора», Натуара «Аллегория лета» и «Аллегория осени»), голландская (художник 17 в. Стенвейк, «Архитектурные пейзажи»), немецкая (автопортрет немецкого художника Зейбольдта) и итальянская («Мадонна с младенцем» художника 16 в. Микеле Тазини).

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Предназначался для балов, концертов, торжественных обедов. Отсюда его размеры, декорировка, рисунок паркета.

Сочетание белого с золотом при дает праздничность, легкость.

Над зеркалами и дверьми изображения античных героев, воинов и 8 рельефов со сценами подвигов римского воина Муция Сцеволы.

На потолке огромный живописный плафон работы француза Луи Лагрене. Сюжет – прославление рода Шереметевых. Убранство зала дополняют 2 самые большие во Дворце люстры, изящные бра и 4 статуи-канделябра у каминов.

Сквозь стеклянные двери и окна открывается вид на партер регулярного парка.

РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК

примыкает ко Дворцу с севера. 32 га.

Геометрическая правильность плана, строгая симметрия расположения участков, выделение главных элементов ансамбля.

Деревья и кустарники фигурно подстригались.

Но для кусковского парка характерна некая свобода. Меньшая по размерам западная часть, где были устроены карусели, кегельбан, качели и др., имеет большее число аллей, чем восточная. В восточной части парка, где располагался Итальянский домик – домашний музей, Вольер для певчих птиц, Менажерии для водоплавающих птиц, а также Воздушный театр – меньше аллей, чтобы гуляющие не мешали ходу спектакля в театре.

Самая парадная и нарядная часть парка – партер между Дворцом и Оранжереей. Его украшают прямоугольные зеленые газоны, мраморные статуи и декоративные вазы, колонна, увенчанная статуей Минервы, и обелиск, воздвигнутый в 1787 г. в честь посещения Кускова Екатериной II. Вдоль аллей расставлено свыше 60 статуй и бюстов работы русских и итальянских мастеров 18 в. Это изображения античных богов и богинь, героев античной мифологии, ученых, полководцев, аллегорий частей света и др.

Оживленные повороты тел и жесты статуй, рассчитанные на восприятие с разных точек, богатая игра света и тени в складках их драпировок, в локонах и прядях волос, пропорции и масштабы фигур, по размерам чуть меньше натуры, насыщают парк праздничным движением.

«Река Скамандр» (по Гомеру – на берегу ее стояла древняя Троя), поднятая на высокий постамент в центре партера, как бы связывает воедино все статуи.

ПАВИЛЬОН ГРОТ

построен в 1755-1771 гг. по проекту крепостного архитектора Ф. Аргунова. Грот представляет собой трехчастное здание с купольным залом в центре и двумя кабинетами. Члененные кругами и квадратами колонны, разорванные, прихотливой формы фронтоны, ниши со вставленной в них скульптурой при дают зданию пластичность форм и декоративную насыщенность.

По замыслу архитектора Грот должен был воспроизводить «подводную пещеру», «Нептуново царство», где можно было бы укрыться от летнего зноя.

Особый интерес и уникальность представляют собой ин терьеры Грота, декорированные лепкой из цветного гипса, имитирующей водоросли, ползущие по стенам, выложенным морскими и речными раковинами, кусочками битого стекла. Мерцание перламутра раковин, блеск стекла создают ощущение влажной прохлады, а кованые решетки на окнах и дверях напоминают собой водоросли, нависающие над входом в пещеру. Решетки выполнены в 1761 г. мастерами села Павлова, которое в 18 в. принадлежало Шереметевым.

В отделке Грота принимали участие немецкий мастер И. Фохт и И. Зимин.

МЕНАЖЕРЕИ –

5 небольших изящных домиков для содержания водоплавающих птиц (воссозданы в 1980-е годы).

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДОМИК

- на берегу пруда. 1754-1755 гг., строительством руководил Ю. Кологривов (долго жил в Италии и знал итальянскую архитектуру), в отделке фасада принимал участие архитектор Ф. Аргунов.

Домик – как маленький дворец, наполненный произведениями искусства, выполнял роль домашнего музея.

ВОЗДУШНЫЙ (ЗЕЛЕНЫЙ) ТЕАТР –

Хорошо сохранились его очертания. Он был устроен из земляных насыпей, покрытых дерном, и стриженого кустарника, имел сценическую площадку, кулисы, оркестровую яму, места для зрителей – партер и амфитеатр. Березовая роща, расположенная рядом, прекрасно отражала звук и создавала тень.

Актерами, музыкантами театра и сочинителями многих пьес были крепостные. Здесь блистали крепостные актрисы Прасковья Ковалева (по сцене Жемчугова) и Татьяна Шлыкова (по сцене – Гранатова).

ЭРМИТАЖ

1765-1767 гг. Проект неизвестного мастера. Строился под наблюдением К. Бланка и Ф. Аргунова. Эрмитаж замыкает перспективу 8-ми аллей и является для них великолепным архитектурным украшением.

Поражает плавная округлость фасадов. Стены декорированы лепными гирляндами и скульптурными бюстами.

Эрмитаж предназначался для уединенных приемов узкого круга гостей. На 1-м этаже располагались хозяйственные помещения и при слуга, 2-й предназначался для гостей. В центре 2-го этажа находился стол, который сервировался с помощью подъемного механизма.

ВОЛЬЕР

- большая, стоящая на белокаменном фундаменте, круглая деревянная клетка для диковинных певчих птиц.

ГОЛЛАНДСКИЙ ДОМИК

В своем облике как бы воспроизводит уголок Голландии. По архитектуре и внутреннему убранству близок к городским зданиям Голландии 17 в. Фасад с крутой кровлей включает 2 этажа и завершается многоступенчатым фронтоном. Построен из кирпича, оштукатурен и расписан под кирпич (это национальные особенности строительного искусства эпохи Петра).

На 1-м этаже располагалась кухня, на 2-м – зал-гостиная. Стены помещений покрыты керамическими плитками. В кухне плитки белые с синим рисунком, с изображениями сценок голландского быта. В зале – другие: крупные орнаментальные, глубокого вишневого цвета, напоминающие дорогие ковры.

ОРНАНЖЕРЕЯ

1763 г., проект Ф. Аргунова. Она играла роль зимнего сада, здесь же были кабинеты для игр, домовая церковь, в центре – большой 2-хсветный зал для танцев и пения, с хорами для музыкантов («воксал»).

Трехчастное здание состоит из центрального 8-мигранного объема и 2-х боковых, которые соединены с центральной частью 2-мя остекленными галереями. В архитектуре нашли отражение черты елизаветинского барокко. Высокие купола увенчаны нарядными декоративными вазами, по периметру кровли – деревянная балюстрада, огромные арочные окна обработаны рустом, полукруглый фронтон украшен лепным картушем – гербом рода Шереметевых.

В настоящее время Оранжерея используется как основной экспозиционный зал, где периодически устраиваются выставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная ценность Кускова состоит в том, что здесь объединены в гармоничном ансам- бле самые различные виды искусства: садово-парковое, декоративно-прикладное, архитектура, живопись, скульптура.

---------------------------------------------

Количество показов: 676

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 




© Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, 2009