Мемориальный музей космонавтики. «Пилотируемая космонавтика» Экскурсия для студентов и взрослых.

Экскурсионные материалы

03.06.2017

Мемориальный музей космонавтики. «Пилотируемая космонавтика» Экскурсия для студентов и взрослых.

Мемориальный музей космонавтики

Согласовано Утверждаю

___________________ ____________________

«____» _____________ «____» ______________


«Пилотируемая космонавтика»

Экскурсия для студентов и взрослых.

Авторы:

Ст. научный сотрудник Коновалова С.А.

направленность деятельности:

космонавтика

продолжительность:

45 мин.


Возраст: студенты, взрослые.


Утверждено методическим советом

Протокол №____от____200


Москва

2010 год

Содержание.

Введение.

Цели и Задачи.

Маршрут экскурсии.

Текст экскурсии.

Список литературы.

«В развитии космонавтики фундаментальное

значение имеют обитаемые долговременные

орбитальные станции. Создание долговременных

орбитальных станций, их непрерывное развитие,

сопровождающееся увеличением их массы, объема,

численности экипажа, длительности

функционирования, расширения круга выполняемых задач,

является обязательным условием освоения

человеком космического пространства».

Академик В.П. Глушко

Введение.

Экскурсия «Пилотируемая космонавтика» рассчитана на студентов и взрослых, имеет продолжительность 45 минут и включает просмотр фильма в 3D формате.

Экскурсия посвящена профессии космонавта, полетам пилотируемых космических кораблей и работе космонавтов на долговременных орбитальных станциях «Салют», орбитальных комплексах «Мир» и МКС.

Орбитальным станциям принадлежит ближайшее будущее космонавтики. Они дадут возможность организовать на орбитах вокруг Земли крупные научные лаборатории, на которых будут производиться широкие исследования в области биофизики, астрономии, астрофизики, геологии, биологии, медицины и космической технологии.

Тема пилотируемых полетов на космических кораблях и станциях неотделима от рассказа о профессии космонавта.

В нашем представлении эта профессия овеяна ореолом романтизма. Но что на самом деле за этим стоит? …Тяжелый и часто небезопасный труд. Каждодневные многочасовые тренировки на земле, в воздухе, в пустыне, в горах и на море, на многочисленных тренажерах и в классах. Все это для людей целеустремленных, с отменным здоровьем, интеллектом, жаждой знаний.

Просмотр фильма в формате 3Д в стереокинотеатре музея позволит совершить виртуальное путешествие по Международной космической станции и одновременно услышать рассказ о ней.


Цели и задачи.

1.​ Рассказать о профессии космонавта, о работе на орбите.

2.​ С помощью иллюстрированного рассказа об истории пилотируемых полетов, о приоритетах и современных достижениях отечественной пилотируемой космонавтики доказать слушателю, что пилотируемая космонавтика (полеты человека в космос, работа на орбитальных станциях), является самым интересным и перспективным направлением космонавтики, за которым стоит будущее.

Маршрут экскурсии.



Остановка группы.Экспонат.

Время

Вводный зал

1

Встреча экскурсоводом группы в центре зала (под «Звездным небом»): представление, обозначение темы и продолжительности экскурсии.

1 мин

Зал «Утро космической эры».

«От начало космической Эры до первого пилотируемого полета»

4 мин

2

Второй ИСЗ. Первое животное в космосе.

3

Чучела собак Белки и Стрелки, катапультируемый контейнер

«Первый в мире пилотируемый полет»

5 мин

4

Модель кк «Восток»

5

Спускаемый аппарат КК «Восток»

6

Витрина со скафандром СК-1

«Первый многоместный полет и первый выход человека в отрытое космическое пространство»

3 мин

7

Витрина « Скафандр «Беркут»

Проход группы на верхнюю галерею с остановкой у фото

« Совет главных конструкторов».

8

Фото « Совет главных конструкторов».

2 мин

«Пилотируемая космонавтика: с 1967 г. До настоящего времени.

30 мин

9

Макет КК «Союз»

10

Витрина «Спасательный скафандр «Сокол-К» космонавта

В.Н. Кубасова»

11

Макет стыковки КК «Союз-4» и «Союз-5».

12

Амортизационное кресло «Казбек» с ложементом

13

Макет долговременной орбитальной станции «Салют - 6»


14

Ортостатический стенд «Вектор» с манекеном, молель самолета ИЛ-76

15

Витрина «Космическая биология»

16

Витрина «Инструменты для работы в открытом космосе»;

17

Витрина « Скафандр для выхода в открытый космос «Орлан - Д»

18

Макет базового блока орбитальной станции «Мир»

19

Грузовая стрела (ГСт). Подлинник.

20

Шлюзовой специальный отсек (ШСО) орбитальной станции «Мир»для выхода космонавтов в открытый космос.

21

Средство передвижения космонавта в открытом космосе.

22

Макет орбитальный комплекс « Мир» (подвеска), мини ЦУП.

23

Витрина « Космическая одежда».

24

Витрина: «Космическое питание».

25

Витрина со специальными и нагрузочными костюмами.

26

Инсталляция «Возвращение из космоса. Спускаемый аппарат КК» «СоюзТМ-7».

27

Проход в стереокинотеатр. Просмотр программы.

15 мин

Встреча группы.

1. Встреча группы на карте мира Герхарта Меркатора.

Здравствуйте, меня зовут (…). Я проведу для вас экскурсию «Пилотируемая космонавтика». Речь пойдет об истории пилотируемых полетов, о приоритетах и современных достижениях отечественной пилотируемой космонавтики. Пилотируемая космонавтика (полеты человека в космос, работа на орбитальных станциях), является самым интересным и перспективным направлением космонавтики, за которым стоит будущее. Перед началом экскурсии я хочу сказать, что на Земле есть только три государства, которые собственными средствами осуществляют пилотируемые полеты. Это:

1.​ Россия, как правопреемник СССР с1961 года – полет первого космонавта Земли, Ю.А.Гагарина.

2.​ США с 1962 – первый орбитальный полет американского астронавта Джона Гленна.

3.​ Китай с 2003 года - первый полет китайского космонавта (юйханьюань) Яна Ливея.

От начало космической Эры до первого пилотируемого полета.

2. Макет второго ИСЗ. Первое животное в космосе.

Эра Космонавтики началась 4 октября 1957 года, в день, когда впервые в истории человечества Советский Союз запустил Первый искусственный спутник Земли ПС-1 (указать на макет 1ИСЗ). Через месяц, 3 ноября 1957 года, в космос был запущен второй спутник, он же был первым биологическим спутником с животным на борту. Это была собака по кличке Лайка, которую на Землю не вернули. Несмотря на гибель животного, запуск биологического спутника был важным экспериментом, позволяющим судить о состоянии живого организма во время космического полета. Это был маленький шаг на пути к началу Эры пилотируемой космонавтики.

Первые спутники выводились на орбиту двухступенчатой РН «Спутник», созданной под руководством главного конструктора первых ракетно-космических систем С.П.Королева.

3. Чучела собак Белки и Стрелки, катапультируемый контейнер.

Началась подготовка к полету в космос человека. Космический корабль для полета человека в космос был сконструирован к 1960 году.

Для испытаний новой техники были изготовлены несколько одинаковых кораблей-спутников, которые совершали полеты в беспилотном режиме. Во время этих полетов проверялись и отрабатывались конструкция и бортовые системы. Особое внимание обращалось на системы жизнеобеспечения и системы, обеспечивающие возвращение космического корабля и космонавта на Землю. В полетах проводились медико-биологические эксперименты с подопытными животными, в том числе с собаками.

Самыми знаменитыми среди них были собаки Белка и Стрелка. В августе 1960 года в компании с мышками и крысами они 17 раз облетели Землю, около суток находились в космосе и впервые в истории вернулись на Землю. Вернулись живыми и здоровыми. После полета Стрелка принесла два помета щенков, одного из которых получила в подарок жена американского президента Жаклин Кеннеди.

А это - подлинный катапультируемый контейнер, в котором 20 августа 1960 года вернулись на Землю собаки Белка и Стрелка. Катапультируемый контейнер – это прообраз катапультируемого кресла космонавта, с помощью которого впервые была отработана система возвращения на Землю.

Первый в мире пилотируемый полет.

4. Модель КК «Восток».

Параллельно с созданием космического корабля для полета человека в космос осуществлялся отбор кандидатов в первый отряд космонавтов. В основном, выбор пал на летчиков-истребителей. Из 3000 желающих в первый отряд космонавтов было зачислено всего 20 человек.

12 апреля 1961 года осуществилась вековая мечта человечества о полете в космос. Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» один раз облетел Землю и благополучно приземлился. Перед вами уменьшенная в три раза модель этого корабля. На кораблях серии «Восток» в космос летали первые шесть космонавтов. Это Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Корабли серии «Восток» выводились на орбиту трехступенчатыми РН «Восток», конструкции С.П. Королева.

5. СА КК «Восток».

А так выглядит спускаемый аппарат космического корабля серии «Восток» в натуральную величину.

Возвращение космонавтов, летавших на «Востоках», было самым сложным. Торможение СА проходило в несколько этапов. Введение парашютной системы было завершающим этапом. У «Востоков» не было системы мягкой посадки, как у современных кораблей, которая позволяет аппарату мягко приземлиться. Поэтому, удар СА КК «Восток» о землю был значительным, и чтобы не подвергать опасности жизнь и здоровье космонавта, он катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 7 км и совершал посадку отдельно от СА на парашюте.

6. Витрина «Скафандр СК- 1»;

А какими же были первые «космические доспехи», то есть первые скафандры? Космонавты, летавшие на «Востоках» совершали свои полеты скафандрах СК-1 (указать на скафандр в витрине), а в этом скафандре Юрий Алексеевич Гагарин тренировался перед полетом. Скафандр СК-1 предназначен для обеспечения жизнедеятельности космонавта при аварийной разгерметизации кабины, при катапультировании, приводнении, для защиты от высоких и низких температур. Оранжевый цвет выбран не случайно: космонавт совершал посадку отдельно от СА и в ярком скафандре его легче обнаружить поисково-спасательным службам.

Полеты КК «Восход» и «Восход-2». Первый выход человека в открытый космос.

7. Скафандр «Беркут».

В 1964 - 1965 гг. совершили полеты первые отечественные многоместные корабли «Восход» и «Восход-2», которые выводились на орбиту РН «Восход». В конструкции корабля «Восход» использовался ряд новых технических решений, например, он был снабжен системой мягкой посадки для приземления экипажа внутри спускаемого аппарата. В октябре 1964 года в космосе на борту КК «Восход» работали – инженер-полковник Владимир Комаров, научный сотрудник, кандидат технических наук Константин Феоктистов и врач Борис Егоров.


18 марта 1965 г. был выведен на орбиту космический корабль «Восход-2», пилотируемый экипажем в составе командира корабля Павла Беляева и второго пилота Алексея Леонова. Во время полета впервые в истории Алексей Архипович Леонов вышел из корабля в открытое космическое пространство. Для сохранения герметичности корабля при выходе космонавта и возвращении его в корабль, на «Восходе-2» была использована шлюзовая камера. Это своеобразный коридор между кабиной корабля и открытым космосом.

Перед вами шлюзовая камера «Волга» и скафандр « Беркут» для кратковременного пребывания в открытом космосе. В аналогичном скафандре А.А. Леонов 18 марта 1965 года впервые в истории космонавтики совершил выход из корабля в открытое космическое пространство. Время пребывания космонавта в открытом космосе 12 минут 9 секунд.

При возвращении на Землю из-за отказа системы ориентации космонавтам впервые пришлось совершить посадку при помощи ручного управления. Благодаря мужеству и профессионализму космонавты успешно справились с этой задачей.

Проход группы на верхнюю галерею с остановкой у фото» Совет главных конструкторов».

8. Фото «Совет Главных конструкторов.

Главным конструктором первых ракетно-космических систем и космических аппаратов в СССР был Сергей Павлович Королев. Благодаря гениальному конструктору и талантливому руководителю наша страна уверенно лидировала в космонавтике. Первый ИСЗ, Первое животное в космосе, Первый космонавт, первая женщина-космонавт, первый выход в открытый космос…. Под руководством С.П Королева была создана ракета Р-7, королевская семерка, которая с 1957 года претерпев почти полтора десятка модификащий верно служит космонавтике.

Королев возглавлял совет Главных конструкторов, который руководил созданием ракетно-космической техники.

В Совет Главных конструкторов входили гениальные творцы, специалисты по всем направлениям создания ракет и космических аппаратов.

Это Сергей Павлович Королев (общее руководство), Валентин Петрович Глушко (ракетные двигатели), Владимир Павлович Бармин (стартовые комплексы), Михаил Сергеевич Рязанский (радиотехнические системы), Николай Алексеевич Пилюгин (системы управления РН), Виктор Иванович Кузнецов (гироскопические приборы).

Пилотируемая космонавтика: с 1967 г. – по настоящее время.

9. Макет КК «Союз»;

В нашем музее у вас есть уникальная возможность увидеть настоящий космический корабль «Союз».

Космический корабль «Союз» это многоместный пилотируемый космический корабль, основным назначением которого является доставка на орбиту и возвращение на Землю космонавтов. Может использоваться как в автономном полете, так и в составе орбитальных комплексов («Салют», «Мир», МКС). Выводится на орбиту ракетой-носителем «Союз».

Разработка корабля началась с 1962 года. Первый пилотируемый полет состоялся в 1967 году но этот полет завершился трагедией. При возвращении на Землю из-за проблем с парашютной системой спускаемого аппарата погиб космонавт Владимир Комаров.

Корабль «Союз» отличается от «Востока» новыми конструктивными решениями, позволяющими выполнять маневры на орбите, поиск, сближение, причаливание, стыковку с другим кораблем или орбитальной станцией. «Союз» представляет собой особый тип космического корабля, сочетающего в себе элементы как транспортного средства для орбитальной станции, так и самостоятельной лаборатории в космосе.

КК состоит из бортового отсека, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека.

Самый продолжительный полет в КК «Союз», 18 суток, совершили космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов в июне 1970 года Космонавты выполнили сложную программу научно-технических исследований. Экипаж «Союза» произвел первую стыковку с американским кораблем «Аполлон» в июле 1975 года, создав ненадолго первую международную станцию на орбите.

Бытовой отсек (БО) космического корабля «Союз».

В бытовом отсеке космонавты работают и отдыхают во время полета по орбите. Здесь размещаются научная аппаратура, спальные места экипажа, различные бытовые устройства. На верху отсека, находится стыковочный агрегат, и люк для перехода в орбитальную станцию, с которой стыкуется «Союз».

Через боковой люк бытового отсека осуществляется посадка космонавтов в корабль на старте.

БО имеет теплозащитное покрытие.

БО отделяется от спускаемого аппарата во время схода с орбиты и разрушается при спуске в атмосфере.

Бытовой отсек, который перед вами, использовался для тренировок космонавтов на самолете-лаборатории ИЛ-76, где кратковременно имитируется в условиях моделируемой невесомости.

Спускаемый аппарат (СА) космического корабля «Союз ТМА».

Спускаемый аппарат это главная кабина управления кораблем. Он предназначен для размещения космонавтов при старте, при выполнении основных операций по управлению кораблем, при возвращении на Землю. Кроме того, в СА осуществляется доставка на Землю грузов с борта орбитальной станции.

СА имеет теплозащитное покрытие.

Спускаемый аппарат является единственной частью КК «Союз», которая возвращается на Землю. Форма автомобильной фары с определенным расположением центра тяжести позволяет значительно снизить перегрузки при посадке. После приземления экипаж покидает СА через люк в верхней его части, обычно с помощью группы поиска.

Спускаемый аппарат «Союза ТМА-4» подлинный, он побывал в космосе в 2004 году.

Стартовал 19.04.2004г. с экипажем: Г.Падалка, А.Кейперс, М.Финк.

Приземлился 24.10.2004г. с экипажем: Г.Падалка, Ю.Шаргин, М.Финк.


Приборно-агрегатный отсек (ПАО) космического корабля «Союз».

Приборно-агрегатный отсек у нас не установлен, он должен был находиться здесь (показать в сборке).

ПАО предназначен для размещения в нем основной бортовой аппаратуры и двигательных установок корабля, работающих в орбитальном полете. Снаружи на корпусе отсека установлены солнечные батареи для энергопитания корабля.

ПАО отделяется от спускаемого аппарата во время схода с орбиты и сгорает в атмосфере.

За время эксплуатации КК «Союз» проведено несколько модернизаций: «Союз Т», «Союз ТМ», в настоящее время эксплуатируется КК «Союз ТМА».

10. Витрина «Спасательный скафандр «Сокол-К» космонавта В.Н. Кубасова».

Спасательный скафандр «Сокол-К» космонавта В.Н.Кубасова использовался в программе полета КК «Союз-19» - «Аполлон» 15 июля - 21 июля 1975 года. Скафандры «Сокол-К» космонавты надевают во время наиболее опасных этапов полета: выведение, проведение операций по стыковке, возвращении на Землю.

С 1980 года используется его новая модификация «Сокол-КВ2», облегчающая надевание и увеличивающая обзор.

11. Макет стыковки КК «Союз-4» и «Союз-5».

В январе 1969г. впервые в истории два пилотируемых корабля - «Союз-4» (космонавт В. Шаталов) и «Союз-5» (космонавты Б.В.Волынов, А. С.Елисеев и Е.В.Хрунов) - выполнили автоматическое сближение, ручное причаливание и стыковку.

19 января.1969г. космонавты А.С. Елисеев и Е.В. Хрунов в скафандрах «Ястреб» (Указать на скафандр) впервые перешли из одного корабля в другой через открытый космос.

Впервые в космосе была образована связка космических кораблей, ставшая предшественницей строительства орбитальных комплексов на околоземной орбите.

12. Амортизационное кресло «Казбек» с ложементом.

Амортизационные кресла «Казбек» устанавливаются в СА корабля «Союз» и позволяют космонавтам легче переносить перегрузки и сохранить здоровье при жесткой посадке в случае нештатной ситуации. Ложементы, закрепляемые в каждом кресле, создаются индивидуально для каждого космонавта по гипсовому оттиску. Перед вами ложемент космонавта В.В. Циблиева.

Долговременные орбитальные станции.

Опыт, накопленный в полетах пилотируемых кораблей «Союз», позволил отечественным ученым приступить к созданию долговременных орбитальных станций. Современные орбитальные станции способны функционировать в околоземном пространстве в течение многих лет.

19 апреля 1971 года с запуска станции «Салют» началась программа полетов долговременных орбитальных станций.

Орбитальные станции 1-го поколения (1971-1977) – «Салют», «Салют-2», «Салют-3», «Салют-4», «Салют-5».

Станции 2-го поколения – «Салют-6», «Салют-7» (1977-1991).

Станция 3-го поколения – Орбитальные комплексы «Мир» (1986-2001), МКС (1998 – настоящее время).

Создание орбитальных станций «Салют» и нового, многоцелевого корабля «Союз» - один из самых важных этапов в развитии отечественной космонавтики. На этом этапе разрабатывались методы маневрирования на орбите, сближения и стыковки пилотируемых кораблей, создание экспериментальной станции, переход космонавтов из корабля в корабль, управление полетом орбитальной станции.

Первая долговременная орбитальная станция «Салют» была запущена 19 апреля 1971 года РН «Протон-К». (Орбитальные станции и модули орбитальных станций выводятся на орбиту «Протонами», ракетами носителями тяжелого класса, конструкции В.Н.Челомея) А что же такое орбитальная станция? На борту станции находится научная аппаратура, инструменты, скафандры для работы в открытом космосе, оборудована научная лаборатория. Так как космические экспедиции продолжительны, особенно в последнее время, то на борту станции обустроен быт с максимальным комфортом, как дома. Там есть спортивные тренажеры, место для сна и отдыха - каюты, туалет, душ, холодильник с продуктами.

Работать на станцию космонавты прилетают на транспортных кораблях «Союз». После сближения они осуществляют стыковку корабля со станцией.

Станция «Салют», также как и все станции 1-го поколения, была оснащена одним стыковочным узлом и не имела систем дозаправки топливом, поэтому она просуществовала на орбите недолго: пять с половиной месяцев и была затоплена в океане. Так утилизируют все орбитальные станции.

К станции «Салют» в апреле 1971 года был запущен КК «Союз-10», пилотируемый первым экипажем в составе космонавтов Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова. После касания корабля со станцией выяснилось, что вышел из строя стыковочный узел и переход внутрь станции стал невозможен. Попытка отделиться от станции с первого раза не удалась, и экипаж совершил несколько витков, пытаясь оторваться от станции и совершить посадку. Космонавты сумели вернуться на Землю только через двое суток.

В июне того же года «Союз-11» успешно состыковался со станцией. Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев три недели успешно работал на орбите. 30 июня при возвращении на Землю, экипаж корабля «Союз-11» трагически погиб в результате нарушения герметизации кабины космического корабля "Союз-11".

13. Макет долговременной орбитальной станции «Салют - 6».

Долговременная орбитальная станция «Салют - 6» была запущена 29 сентября 1977г. Полет станции продолжался почти пять лет!

«Салют-6» и «Салют-7» это станции 2 поколения. Эти станции имели еще одну, третью, солнечную батарею для лучшего снабжения электроэнергией. Благодаря наличию второго стыковочного узла на эти станции можно было прилетать на другом «Союзе», дозаправлять топливом или доставить грузы беспилотным грузовым кораблем «Прогресс» (показать на макете).

«Прогресс» - беспилотный транспортный грузовой корабль (ТГК). Разработан в 1970-х годах в НПО «Энергия» на базе пилотируемого корабля «Союз».

Предназначен для:

- доставки на орбитальную станцию грузов (на сегодняшний день до 6200кг);

- удаления со станции отходов жизнедеятельности экипажа, отработанных блоков оборудования и приборов;

- проведения научных экспериментов, как в автономном полете, так и в составе станции;

- поддержания орбиты станции.

После выполнения программы полета корабль сходит с орбиты и разрушается в плотных слоях атмосферы.

В январе 1978г. к станции «Салют-6» состоялся первый полет грузового корабля «Прогресс-1».

Впервые в мире к орбитальной станции был пристыкован автоматический грузовой корабль, который доставил на станцию необходимые грузы и дозаправил ее двигательную установку.

В настоящее время корабли «Прогресс» обслуживают Международную космическую станцию (МКС).


14. «Вектор» с манекеном. Модель самолета-лаборатории ИЛ-76

Ортостатический стенд предназначен для моделирования на Земле факторов космического полета и тренировки системы кровообращения космонавта. Каждый член экипажа проходит примерно 10 тренировок на стенде «Вектор».

Летающие лаборатории обеспечивают возможность достижения кратковременной невесомости.

При полетах по кривой Кеплера, во время перехода с горизонтального полета на восходящий участок кривой и движении самолета через ее вершину создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 20-25 секунд за один режим. В одном полете продолжительностью 1,5 часа выполняется до 15 режимов невесомости, то есть общее пребывание в невесомости составляет примерно 450 секунд.

15. Витрина «Космическая биология».

На борту орбитальных станций проведено более 900 биологических экспериментов, с помощью которых были получены уникальные эксперименты. Так, для долгосрочных экспериментов с высшими растениями была разработана система «Оазис», предназначенная для культивирования растений на искусственных субстратах и при искусственном освещении. В устройстве «Светоблок» (эксперимент «От семени до семени») впервые в космосе получены семена. На станции более двух лет росло карликовое дерево «Лимония кислая». В вегетационных устройствах были впервые получены корнеплоды редиса. Эксперименты с двумя растениями (пшеницей и карликовым деревом) вошли в Книгу рекордов Гинесса 1992 –1993годов.

В биоблоках «Трапеция» проводились уникальные биотехнические эксперименты с культурами ткани женьшеня, шафрана и стевии. В термостатируемые устройства «Биотерм» на борт орбитальных станций постоянно доставлялись вкладыши с различными биообъектами: мухи -дрозофилы, микроорганизмы, маленькие аквариумы с рыбками и даже перепелиные яйца. Особое психологическое воздействие на космонавтов оказывали живые растения: тюльпаны, орхидеи, кипарисы, мирт, кактусы, коланхоэ, лимоны и клубника.

16. Витрина «Инструменты для работы в открытом космосе».

Для работы на орбите существуют, так называемые, укладки инструментов. Это укладка для работы в открытом космосе. Некоторые инструменты такие, как на Земле, но существуют специальные «космические», например молоток. Его особенность заключается в том, что он внутри полый, а полость эта наполнена металлическими шариками. Такая конструкция позволяет во время удара избежать отскакивания молотка.

17. Витрина « Скафандр для выхода в открытый космос «Орлан - Д»;

Это скафандр семейства «Орланов» модификации «Орлан-Д» для работы в открытом космосе. Скафандр полужесткого типа, многоразового применения.

Скафандры «Орлан» очень надежные и удобные. Их не надевают, а в них входят, как в кабину. Одной из систем терморегулирования является костюм водяного охлаждения, в котором по эластичным трубопроводам циркулирует вода. Лицо космонавта от яркого солнца защищает светофильтр с покрытием из чистого золота. Масса заправленного скафандра «Орлан» более 100 кг, время работы в открытом космосе в «Орланах» 5-6 часов, но есть резервный запас до 8 часов.

Совсем недавно нашим космонавтам на международную космическую станцию, сокращенно МКС, привезли новые «Орланы-МК» (компьютеризированные), на специальном жидкокристаллическом дисплее, показывается информация о том, сколько времени осталось работать в открытом космосе, как работают все системы скафандра. В июле 2010 года космонавты впервые их опробовали во время работы в открытом космосе.

18. Макет базового блока орбитальной станции «Мир»;

Россия имеет самый большой в мире опыт в создании орбитальных комплексов, которые собираются на орбите. С 1986 по 2001 год, на околоземной орбите работала отечественная станция «Мир». Самый первый и самый главный модуль «Мира», с которого началось строительство станции, это базовый блок. Это основное звено всей орбитальной станции, объединяющее её модули в единый комплекс. Базовый блок ОК «Мир» предназначен для обеспечения деятельности экипажа численностью до 6 человек и управления комплексом «Мир».

В течение 10 лет ОК «Мир» достраивали, к базовому блоку было пристыковано 6 дополнительных модулей: «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа» и стыковочный модуль для Шаттлов. 15 лет станция прослужила отечественной космонавтике верой и правдой, затем ее затопили в Тихом океане.

Вы сейчас подниметесь на борт точной копии базового блока станции «Мир». Внутри (в левой его части) вы увидите пульт управления работой и полетом станции, прямо перед собой одну из двух кают, в которой есть спальный мешок, прикрепленный к стене (космонавты в невесомости могут спать и стоя и лежа и кверху ногами), стол-кухню и санузел (в правой части модуля). Обратите внимание на стулья. На них космонавты сидят не так, как на Земле, а лицом к спинке, верхом, чтобы держаться за него коленями и не улететь со стула.

19. Грузовая стрела (ГСт). Подлинник.

ГСт состоит из 10-ти секций (углепластиковые трубки-вкладыши), складывающихся и выдвигающихся вручную как телескопическая удочка. Использовалась на ОК «Мир» для переноса грузов на стреле и перемещения космонавтов в СК «Орлан» по стреле с одного отсека «Мира» на другой. Поворот ГСт осуществлялся космонавтом при вращении рукояток редукторов.

ГСт монтировалась на поверхности Базового блока ОС. Длина в развернутом виде - 14м. (На Базовом блоке ОС «Мир» было установлено 2 грузовые стрелы ГСт-II и ГСт-IV).

20. Шлюзовой специальный отсек (ШСО) орбитальной станции «Мир»для выхода космонавтов в открытый космос.

Данный экземпляр ШСО использовался для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости на самолете-лаборатории ИЛ-76. Отрабатывались такие операции как: вход космонавта в скафандр «Орлан» и выход из скафандра, выход космонавта в скафандре из узла фиксации, закрепление ног космонавта в скафандре в устройстве фиксации типа «Якорь» (на «полу» ШСО), открытие-закрытие выходного люка и другие действия.

Шлюзовой отсек – специальный герметичный отсек орбитальной станции. Предназначается для выходов двух космонавтов в скафандрах типа «Орлан» в открытый космос без разгерметизации рабочих и жилых отсеков.

В шлюзовом отсеке два герметичных люка, одним из которых он сообщается с отсеком станции, 2-й люк – для выхода космонавтов в открытый космос. Скафандры надеваются внутри шлюзового отсека.

При подготовке к выходу космонавты закрывают герметичный люк, сообщающий шлюзовой отсек с жилыми отсеками, вакуумируют (понижают давление) шлюзовой отсек выпуском газа в космос через специальный клапан и затем открывают люк в космос. При возвращении космонавтов и герметизации внешнего люка производится наддув шлюзового отсека за счет бортовых запасов сжатых газов.

21. Средство передвижения космонавта в открытом космосе.

Для свободного перемещения в открытом космосе был создан «космический мотоцикл» - средство индивидуального перемещения космонавта (СПК). СПК представляет собой «реактивное кресло» - автономный космический аппарат с реактивной двигательной установкой, работающей на сжатом газе, системами энергопитания, управления, радиосвязи и др., в котором размещался космонавт в скафандре «Орлан-ДМА». С помощью двух пультов космонавт управляет работой 32 газовых двигателей.

На станции «Мир» космонавт в скафандре, зафиксированный в СПК, выходил в открытый космос из шлюзового отсека и закреплял на шпангоуте «кресла» специальную лебедку со страховочным тросом из высокопрочного синтетического материала, связывающим его со станцией. Затем, находясь на специальном выходном устройстве шлюзового отсека, с помощью 2-го космонавта приводил пульты управления в рабочее положение, включал двигатели и выполнял отход и маневры вблизи станции.

Первый испытательный выход в открытый космос с СПК из шлюзового отсека совершил А.А. Серебров 1 февраля 1990г. с отходом от поверхности станции на 33 метра, находился в полете 40 минут. Второй раз с СПК выходил А.С. Викторенко 5 февраля 1990г., отходил от станции на 45 метров.

Применение установки на орбитальной станции в будущем должно было повысить эффективность работы космонавтов в открытом космосе при выполнении монтажных, ремонтно-профилактичесих, научно-исследовательских, спасательных работ.

Установка долго хранилась на внешней поверхности «Мира» (показать где) и вместе с ним была затоплена.

22. Макет орбитальный комплекс « Мир» (подвеска), мини ЦУП. Рассказ экскурсовода о них ведется с площадки на верхней галерее.

А вот так выглядела вся станция «Мир», а это базовый блок, где вы только что побывали (показать базовый блок). Общая масса станции 140 тонн, длина 33 метра.

На «Мире» побывало 104 человека, из них 62 иностранца, было совершено 78 выходов в открытый космос. Рекорд по продолжительности пребывания на станции (да и вообще на космической орбите) принадлежит врачу-космонавту Валерию Полякову – 437 суток, суммарный за 3 полета – Сергею Авдееву 747 суток. Рекорды среди женщин: россиянка Елена Кондакова проработала в 1995 году на станции 169 суток, американка в 1996 году Шеннон Люсид – 188 суток.

Мини-ЦУП.

В нашем музее вы можете увидеть Мини ЦУП (показывать с верхней галереи) – это выполненный в миниатюре настоящий Центр управления полетами. Он представляет собой пост оператора и шесть 50-дюймовых плазменных экранов на которых в режиме реального времени можно наблюдать находящуюся на витке орбиты Международную космическую станцию (по on-line информации из настоящего ЦУПа), слушать переговоры экипажа с Землей и наблюдать фото- и видеосюжеты о работе экипажа, находящегося в данный момент на борту станции. Есть возможность обеспечивать переговоры с экипажем по радиолюбительской связи.

23. Витрина « Космическая одежда».

Полетная, бытовая одежда и спальные принадлежности должны быть удобными, гигиеничными, пожаробезопасными, эстетичными и выделять минимальное количество пыли. В состав одежды входят нательное белье, костюмы и обувь. Белье, как правило, хлопчатобумажное. Для космонавтов изготавливают шерстяные трикотажные костюмы для обычной носки, шерстяные утепленные - для носки при пониженной температуре в жилом отсеке. Ботинки облегченные, кожаные, с тонкой подошвой. Одежда, представленная в этой витрине, используется космонавтами, когда они находятся на борту орбитальной станции. Вся эта одежда одноразовая.

24. Витрина: «Космическое питание».

Обеспечение жизнедеятельности экипажа – это обеспечение космонавтов кислородом для дыхания, водой, пищей, поддержание заданной температуры атмосферы, защита от солнечной радиации, чрезмерных шумов и т.д.

Рацион космонавтов составляется перед полетом с учётом индивидуальных пожеланий. Упаковка, как вы видите, различна. Еда первых космонавтов была в тубах, сейчас это могут быть консервные банки и вакуумные упаковки. Главное условие, чтобы еда не крошилась, поэтому хлеб выпекают маленькими кусочками размером с ириску. Для обеспечения космонавтов питьевой водой существует специальная установка, вот этот белый шар с трубками. А в таком бортовом холодильнике хранятся овощи и фрукты, регулярно доставляемые на орбиту грузовыми кораблями «Прогресс».

От правильной организации досуга во многом зависит психологическое состояние экипажа и его работоспособность. На борту станций имеются книги, игры, видеомагнитофоны, обеспечивается прием радио- и телевизионных передач с Земли. Перед вами шахматы побывавшие в космосе. На «Мире» у космонавтов была гитара. Космонавт Юрий Романенко, до полета не владеющий этим инструментом, научился играть на гитаре во время полета и сочинил несколько песен. На МКС привозили и другие инструменты саксофон, синтезатор.

25. Витрина со специальными и нагрузочными костюмами.

Продолжительное отсутствие силы земного тяготения в полете оказывает большое влияние на функционирование таких важных систем организма человека, как сердечно-сосудистая, костно-мышечная; вызывает изменения в вестибулярном аппарате, обмене веществ, распределении крови. Для поддержания здоровья и работоспособности космонавтов были разработаны тренировочно-нагрузочные костюмы и комплекс физических упражнений. С этой целью на станции устанавливаются специальные тренажеры «Бегущая дорожка», Велоэргометр, и специальные костюмы такие как «Пингвин», профилактический пневмовакуумный костюм «Чибис».


26. Инсталляция «Возвращение из космоса. Спускаемый аппарат КК» «СоюзТМ-7».

Сход с орбиты и посадка на Землю – один из сложнейших этапов полета. При возвращении для снижения скорости корабля используется двигатель. Затем, после начала снижения корабль разделяется на отсеки. БО и ПАО сгорают, а СА, окутанный горячей плазмой, устремляется к Земле. На последнем этапе спуска используется парашютная система. Непосредственно перед приземлением срабатывают пороховые двигатели мягкой посадки.

Перед вами спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-7» с парашютом, а также фрагмент теплозащитного экрана для защиты днища СА при спуске от высоких температур (в витрине).

В управлении полетом современного космического аппарата с экипажем участвуют многочисленные специализированные наземные службы: ЦУП (Центр управления полетами), службы космодрома, командно-измерительный и поисково-спасательный комплексы, Центр подготовки космонавтов. В ЦПК космонавты перед полетом проходят специальный курс на выживание в сложных условиях. Если посадка произойдет в труднодоступном районе и их поиск затянется, то космонавтам придется полагаться на свои силы. В СА есть укладка всего необходимого: теплая одежда, еда, аптечка, рации и многое другое, например надувной плот.

27. Проход в стереокинотеатр. Просмотр программы (15 мин).

Окончание экскурсии. Ответы на вопросы. Прощание с группой (2 мин). На выход экскурсовод руппу провожает через компьютерные классы.

Фото «Совет Главных конструкторов.


Главным конструктором первых ракетно-космических систем и космических аппаратов в СССР был Сергей Павлович Королев. Благодаря гениальному конструктору и талантливому руководителю наша страна уверенно лидировала в космонавтике. Первый ИСЗ, Первое животное в космосе, Первый космонавт, первая женщина-космонавт, первый выход в открытый космос…. Под руководством С.П Королева была создана ракета Р-7, королевская семерка, которая с 1957 года претерпев почти полтора десятка модификащий верно служит космонавтике.

Королев возглавлял совет Главных конструкторов, который руководил созданием ракетно-космической техники.

В Совет Главных конструкторов входили гениальные творцы, специалисты по всем направлениям создания ракет и космических аппаратов.

Это Сергей Павлович Королев (общее руководство), Валентин Петрович Глушко (ракетные двигатели), Владимир Павлович Бармин (стартовые комплексы), Михаил Сергеевич Рязанский (радиотехнические системы), Николай Алексеевич Пилюгин (системы управления РН), Виктор Иванович Кузнецов (гироскопические приборы).


Список литературы.

Энциклопедии для детей Космонавтика. – М.: ЗАО Детское издательство «Аванта+», 2-е издание, 2004.

Уманский С.П. Реальная фантастика. – М.: Московский рабочий, 1985.

Каталог ММК «Живопись графика». – М.: Издательство «АЭРО-С», 1995.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева, 1996.

Черток Б.Е. Ракеты и люди. Фили. Подлипки. Тюратам. – М.: Машиностроение, 1996.

Рябчиков Е.И. Звездный путь. – М.: Машиностроение, 1976.

Количество показов: 1641

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 




© Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, 2009